тел:+7 (495) 641-32-22661-28-55 mail:info@wilma.ru
Инженерные системы


Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения

| Печать |

Отчет о результатах пребывания в Финляндии 24-28 октября 2005 г. группы специалистов Республики Беларусь по энергетике, энергоэффективности и лесопромышленному производству с целью обучения в рамках проекта ПРООН/ГЭФ "Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Беларуси"

Цель командировки – обучение белорусских специалистов вопросам заготовки, транспортировки, хранения и использования древесного топлива на объектах энергетики на опыте Финляндии и других европейских стран.

В обучении принимали участие 9 представителей энергетической отрасли и лесного комплекса РБ, которые в настоящее время занимаются проектированием технологий и подбором систем машин для производства древесного топлива, выбором энергетических установок для его эффективного сжигания и организацией создания и эксплуатации первых опытно-показательных энергетических комплексов, использующих древесное топливо.

Программа обучения заняла 5 полных рабочих дней – с понедельника 24.10.05 г. по пятницу 28.10.05 г.

Базовым местом проведения обучения был выбран г.Йоэнсу – административный центр северо-восточной провинции Северная Карелия, являющейся наиболее развитым регионом Финляндии по лесозаготовкам, деревообработке, ведению научных исследований по лесному комплексу, изготовлению современных лесных машин разного назначения и наиболее широко внедряющая в настоящее время прогрессивные методы производства, транспортировки, поставки и использования древесных видов топлива на действующих знергетических установках различной мощности. Основными учреждениями и предприятиями, участвующими в выполнении программы обучения белорусских специалистов от финской стороны были: Научно-иследовательский институт по технологии лесопереработки «Puuteknologiakeskus» (краткое название «PUUGIA»), Исследовательский центр НИИ леса Финляндии в г.Йоэнсу (головное учреждение в г.Хельсинки, краткое название «METLA»), Университет г.Йоэнсу, заводы по изготовлению лесозаготовительных машин и оборудования известных фирм «John Deere Forestry», «Timberjack», «Kesla», «Pentin Paja», предприятия по лесозаготовкам и производству топливной щепы, а также энергетические установки (ТЭЦ) различной мощности, расположенные в окрестностях г.Йоэнсу в радиусе до 100 км.

В соответствии с заранее составленной и согласованной с финской стороной программой теоретическое обучение и практические занятия проводились в аудиториях НИИ «PUUGIA» с приглашением профессоров и научных сотрудников вышеназванных НИИ и университета (как правило в первой половине дня), а изучение или детальное ознакомление с технологией, машинами и оборудованием в процессе работы (в лесу, на ТЭЦ) или при изготовлении техники (на заводах) осуществлялось путем непосредственного выезда на объект во второй половине дня. При проведении всех видов занятий постоянно присутствовали и помогали максимальному усвоению учебного материала и сопутствующей информации переводчик, в совершенстве владеющий финским, английским и русским языком, и организационный руководитель обучения от финской стороны.

Рис.1. Место проведения лекционных занятий в здании НИИ «PUUGIA».

Финляндия является лидирующей страной в мире в области использования биомассы в энергетических целях. Получению энергии из древесных источников здесь придается гораздо большее значение, чем в других индустрализированных странах, т. к. Финляндия не имеет собственных запасов нефти, газа, угля и др. ископаемых видов топлива (кроме торфа). В настоящее время доля энергии, получаемой из древесного топлива в топливном балансе страны составляет 20 %.

Леса в Финляндии занимают приблизительно 2/3 суши территории страны и по площади составляют около 20 млн. га. Из них 53 % принадлежат частным владельцам, 34 % - государству, 8 % - компаниям. Главными лесообразующими породами являются: сосна – 47 %, ель – 34 %, береза – 14%, осина и др. – 5 %.

Объем ежегодных лесозаготовок составляет 77 млн.м3, в том числе: потребление в качестве сырья для механической переработки (пиловочник, фанерное сырье и др.) – 32 млн.м3; для химической и химико-механической переработки – 38,5 млн. м3. Несмотря на значительную долю перерабатываемой древесины для получения лесной продукции (78 %) в общей сложности около половины объема заготавливаемой круглой древесины в конечном итоге используется в качестве топлива. В целом же ориентировочное ежегодное потребление древесного сырья для получения энергии в Финляндии по видам топлива в настоящее время составляет: лигнина – 17,5 млн. м3 ( в пересчете на плотное тело), коры – 8,5 млн.м3, дров – 5,8 млн.м3, опилок – 3 млн. м3, топливной щепы из отходов лесозаготовок – 3 млн. м3 (2004 г.), в перспективе на 2010 г. – 5 млн.м3.

В 2004 г. в Финляндии количество котельных и ТЭЦ мощностью более 0,4 МВт, использующих в качестве топлива древесную щепу, составило 485.

По видам топлива энергетический баланс страны выглядит следующим образом: нефть – 27 %, древесина – 20 %, ядерное топливо – 17 %, уголь – 12%, природный газ – 11 %, торф – 6 %, гидростанции – 3 %, др. виды топлива – 1 %, импортная электроэнергия – 3 %.

В 2002 г. в странах Евросоюза доля древесины в производстве энергии по сравнению с остальными видами топлива (в процентах) составляла: в Финляндии – 20,8; Швеции – 14,0; Австрии – 5,6; Португалии – 5,5; Франции – 4,5; Греции – 3,3; Испании – 2,9; Швейцарии – 2,4; Германии – 1,9.

Вышеприведенные немногочисленные количественные показатели, хотя и не претендующие на уровень исчерпывающей информации, аргументируют обоснованность выбора Финляндии в качестве места обучения и объекта изучения технологии и техники производства и поставки древесного топлива на энергетические предприятия.

Ниже излагается краткое содержание основных тем обучения и демонстраций техники и технологии выполнения комплекса технологических операций по изучаемым проблемам, а также результатов посещения основных фирм и учреждений, работающих в рассматриваемой области.

Древесная биомасса, как энергетический источник (проф.Паво Пелконен, университет Йоэнсу) по теплотворной способности уступает ископаемым видам топлива, однако имеет серьезные преимущества перед ними. Основными из них являются возобновляемость, относительно меньший выброс диоксида углерода при сжигании, значительно меньшее содержание вредных веществ в золе по сравнении с минеральными видами топлива, а также углем и торфом, возможность выращивания и заготовки вблизи мест потребления, позволяющая многократно сократить расстояние транспортировки от места происхождения до места потребления и др. Для многих стран она является местным видом топлива, позволяющим экономить средства на импорт топлива.

Если принять всю биомассу дерева за 100 %, то на стволовую древесину, традиционно используемую как сырье для переработки на различные виды древесной продукции, приходится только 60 – 65 %, 20 -25% занимают сучья, ветви, вершина, зелень (крона), оставшаяся часть приходится на пень и корни. Если же учитывать только стволовую древесину, приняв ее за 100 % (как это принято в странах СНГ, включая Республику Беларусь), то в процессе ее заготовки дополнительно, кроме деловой древесины попутно образуется 30 – 45 % порубочных остатков в виде рассеченной кроны на земле 20 – 25 % прикорневой доли биомассы дерева – в земле. Доля биомассы дерева, находящаяся в кроне, пне и корнях может быть дополнительным сырьем для получения энергии и в количественном отношении составляет около половины объема стволовой части дерева (деловой древесины).

В настоящее время промышленные лесозаготовки в странах Северной Америки, Европы, Скандинавии, Прибалтики и СНГ (включая Россию и Республику Беларусь) производятся с использованием трех принципиально отличающихся технологий выполнения лесосечных работ ( проф. Антти Асикайенен, НИИ леса Финляндии «METLA»):

1 – технология с сортиментной заготовкой на лесосеке и вывозкой древесины потребителю или на склад сортиментовозами – ( Cut-to-length method, сокращенно «CTL»);

2 – технология с заготовкой на лесосеке хлыстов с вывозкой древесины в хлыстах (хлыст – целый ствол дерева, очищенный от сучьев и веток) на нижний склад для дальнейшей обработки – ( Tree-length method, сокращенно «TL»);

3 – технология с заготовкой на лесосеке целых деревьев с вывозкой древесины деревьями с использованием тех же хлыстовозов, что и в п.2, на нижний склад для дальнейшей обработки, включающую очистку деревьев от сучьев, раскряжевку на сортименты, сортировку круглых лесоматериалов, их штабелевку и др. – ( Full-tree method, сокращенно «FT»).

Соответственно в зависимости от той или иной используемой технологии будут иметь свои особенности и применяемые при этом технологии и системы машин для производства топливной щепы из отходов лесозаготовок и низкокачественной древесины, а также объемы ее получения, т.к. объемы образующегося сырья для производства щепы будут зависеть от применяемой технологии.

Рис.2. Лекцию читает проф. Анти Асикайнен из НИИ леса «METLA».

При производстве топливной щепы из отходов лесозаготовок, тонкомерной древесины от рубок ухода, низкокачественного древесного сырья при выполнении рубок как главного, так и промежуточного пользования, могут быть использованы три отличающихся друг от друга технологических процесса, обусловленные местом их реализации в основном комплексе лесозаготовительных работ. Ими являются:

- схема А – отличительной особенностью которой является то, что топливная щепа производится измельчением сырья непосредственно на лесосеке, причем сам процесс измельчения может осуществляться на технологических коридорах (волоках), на погрузочном пункте (верхнем складе) или при сочетании того и другого ( Terrain chipping method);

- схема В – отличительной особенностью этой схемы является измельчение массы накопленных древесных отходов и тонкомерного сырья от рубок ухода мобильными рубительными машинами на специальном временном складе около дороги круглогодового действия после естесственной подсушки штабелей сырья до требуемой влажности ( Chipping on road side method);

- схема С – предусматривающая измельчение вывезенного древесного сырья на конечном терминале, которым в Финляндии, как правило, является склад для подготовки топлива крупной ТЭЦ, потребляющей древесное топливо (Chipping at power plant method).

В процессе работы по схемам А и В, а в некоторых случаях и по схеме С, первая основная операция по сбору и транспортировке древесного сырья для рубки в щепу выполняется с использованием погрузочно-транспортного средства типа «форвардер». При производстве лесосечных работ и рубок ухода на лесосеках и делянках небольших размеров, а таковые как правило имеют место в лесах частных владельцев, с большим успехом применяются обычные колесные тракторы с прицепом и манипулятором (см. рис.3).

Рис.3. Транспортировка лесосечных отходов к месту измельчения или складирования для дальнейшей подготовки к производству топливной щепы.

Благодаря совершенству манипулятора и опытности трактористов-операторов вывезенное сырье укладывается в высокие (до 6 м) штабели длиной до 40 – 50 м с соблюдением определенной технологии укладки, при которой основная масса уложенного сырья максимально защищается от повторного увлажнения атмосферными осадками (см. рис. 4). Такие штабели на придорожных площадках (согласно терминологии, применяемой на лесозаготовках нашей республики, - «на промежуточных складах») укладываются из различных видов сырья и после выдержки в течение определенного периода, измельчаются на топливную щепу мобильными барабанными рубительными машинами с верхним выбросом с погрузкой непосредственно в автощеповозы (см. рис. 5 ), которые доставляют ее на котельную или ТЭЦ.

Рис. 4. Штабель тонкомерных хлыстов, вывезенных после выполнения рубок ухода и уложенных на придорожном складе для подсушки и дальнейшей переработки в щепу мобильными рубительными машинами (четко просматривается: верхний слой штабеля сформирован из более длинных хлыстов для защиты нижней части штабеля от атмосферных осадков).

Следует подчеркнуть, что в Финляндии для измельчения древесины и древесных отходов при производстве топливной щепы по схемам А и В, как правило, используются барабанные передвижные рубительные машины. Встречаются 3 конструктивных решения при компоновке барабанных рубительных машин и их сочетании с приводными и тяговыми механизмами:

- установка рубительной машины на прицепной тележке с пневмошасси; в этом случае на тележке дополнительно монтируется гидроманипулятор для подачи сырья в механизм резания рубительной машины (см. рис. 5) и гидросистема привода манипулятора, питающего транспортера и др., а силовой привод всех механизмов, смонтированных на прицепе, осуществляется главным двигателем трактора через карданный вал. Этот же трактор обеспечивает мобильность всего агрегата по транспортным путям;

Рис. 5. Рубка тонкомерных хлыстов с разборкой штабеля мобильной рубительной машиной «Foresteri – С4560» с приводом от трактора мощностью 200 л.с. с непосредственной погрузкой щепы в автощеповоз.

- установка рубительной машины на прицепной тележке в агрегате с автономным силовым приводным двигателем (обычно дизель мощностью 150 – 300 КВт) и гидроманипулятором с выводом пульта управления в кабину трактора-тягача, осуществляющего только перемещения агрегата по транспортным путям. Вариант отличается более высокой производительностью по сравнению с предыдущим и легко вписывается в технологическую схему производства щепы непосредственно на котельной и ТЭЦ (применительно к РБ – на нижнем складе лесозаготовительного предприятия или на складе топлива котельной), т.к. по конструктивному исполнению близок к полустационарному варианту, а дизель может быть заменен электродвигателем;

- установка рубительной машины на автощеповозе (обычно между кабиной водителя и кузовом для щепы) в агрегате с гидроманипулятором, в результате чего в распоряжении производителя-поставщика щепы появляется комбинированная машина для выполнения всех основных технологических операций (рис. 6). Машина эффективна при обслуживании разбросанных мелких участков лесозаготовок при небольших расстояниях доставки щепы потребителю.

Рис. 6. Автомобиль щеповоз, оборудованный рубительной машиной и гидроманипулятором.

Производство топливной щепы с использованием схемы С (измельчение сырья на складе топлива ТЭЦ на мощных стационарных рубительных машинах) в настоящее время в Финляндии развито слабо. Достаточно сказать, что из 485 котельных и ТЭЦ, использующих древесное топливо, только 6 имеют стационарные рубительные машины. Мощные стационарные рубительные машины, используемые в таких случаях, требуют капиталовложения 1 – 2 млн. евро. Однако основным препятствием для развития данной схемы являются большие транспортные расходы, связанные с транспортировкой сырья, состоящего из лесосечных отходов, имеющих малый объемный вес, по сравнению с перевозкой щепы (разница 2х – 3х кратная). По мнению специалистов, серьезный сдвиг в решении данной проблемы может дать внедрение в технологию подготовки сырья прессователя-пакетировщика рыхлого сырья (в первую очередь лесосечных отходов) в плотные тюки удоботранспортабельных и легкоизмельчаемых размеров, которые при перевозке обычными сортиментовозами потребуют затрат на 1 пл.м3 не больше, чем щепа, или даже бревна. Соответствующие исследования выполнены, результаты внедряются в производство: фирма «John Deere» уже изготовила около 30 пакетирующих машин «Timberjack 1490D» (см. рис. 7), более 20 из которых работают в Финляндии.

Рис. 7. Прессователь-пакетировщик «Timberjack 1490D» в работе.

Показанная машина формирует увязанные пакеты диаметром 700 – 800 мм длиной 3,1 – 3,2 м со скоростью 10 – 30 пакетов в час в зависимости от вида сырья и условий работы. Сформированные пакеты после транспортировки могут быть уложены в упорядоченные штабели для подсушки и хранения перед измельчением в щепу на промежуточном складе (см. рис. 8) или складе котельной или ТЭЦ.

Расчеты показывают, что ныне работающие в Финляндии на производстве топливной щепы 20 с лишним пакетировщиков могут увязать в пучки почти половину образующихся в стране лесосечных отходов.

Рис. 8. Штабели из пакетов спресованных лесосечных отходов на промежуточном складе.

В процессе обучения в соответствии с согласованной программой белорусская группа специалистов посетила и ознакомилась с энергетическими предприятиями различной производственной мощности, использующими в качестве топлива измельченную древесину. Основное внимание при посещении таких объектов уделялось детальному изучению цехов по приему, оценке, выгрузке древесного топлива, его складированию, хранению, составлению оптимальных смесей различных видов топлива перед подачей в топки котлов и самой подаче топлива в топки.

Первым объектом этого ряда посещений была ТЭЦ «E-ON» мощностью 200 МВт, принадлежащая германо-финской фирме и снабжающая теплом и электроэнергией финских потребителей. При полной нагрузке ТЭЦ сжигает около 4000 м3 топливной щепы в сутки: соответственно ее топливный цех способен принять, произвести лабораторный анализ, по установленной технологии обработать выгруженную щепу и подать ее топки котлов. В течение суток на ТЭЦ прибывает и разгружается, около 50 автощеповозов. На рис. 9 показан общий вид главного здания ТЭЦ «E-ON», а на рис. 10 – узел склада щепы.

 

Рис. 9 (вверху) и рис. 10 (внизу).

Кроме впечатляющей компактности ТЭЦ при большой мощности (200 МВт), высокого технического уровня и культуры производства, внимание привлекают следующие особенности предприятия, касающиеся топливоснабжения:

- максимальный запас древесного топлива не превышает суточный объем потребления – бесперебойность работы ТЭЦ гарантируется ритмичной доставкой топливной щепы согласно графику предприятиями-поставщиками топлива;

- отсутствует склад открытого хранения топливной щепы, что обеспечивает постоянство режима влажности топлива и способствует улучшению экологической обстановки и культуры производства;

- склад приспособлен раздельному принятию различных видов топлива (торф), которые смешиваются перед подачей в топку в нужных соотношениях для обеспечения требуемого режима горения .

На рис. 11 показаны основные емкости (бункера) для хранения запасов топлива – щепы и торфа – обеспечивающие бесперебойность работы ТЭЦ не менее 24 часов.

Рис. 11. Бункера для хранения запаса топлива на ТЭЦ «E-ON».

Следующим энергетическим объектом посещения был котельная мощностью 0,6 МВт энергетического кооператива Туповара, которая показана на рис. 12 и 13, причем на рис.12 объект показана со стороны той части здания, где расположен котел, а на рис. 13 – с противоположной стороны, где размещается крытый склад щепы с площадкой для выгрузки автощеповозов и оборудованием для приема, хранения, смешивания и подачи топлива в топку котла.

Рис. 12. Общий вид котельной мощностью 0,6 МВт энергетического кооператива Туповара. Вид со стороны высокой части здания, в которой размещен котел (здание построено с использованием складки месности, - низкая часть здания, где размещаются выгрузочные площадки для автощеповозов, склад щепы с бункерами и оборудование для смешивания разных видов топлива и подачи топливной смеси в топку котла, размещено с высокой стороны).

Мини-ТЭЦ прилегает к жилому поселку и снабжает теплом и горячей водой многоэтажные жилые дома, магазины, школу, больницу и культурно-бытовые помещения, а также отдельные частные постройки.

Энергетический кооператив Туповара имеет вторую котельную, расположенную на расстоянии 0,6 км от этой, которая является более загруженной. С целью выравнивания нагрузок на 2-х котельных в настоящее время проводятся работы по созданию единой системы теплоснабжения.

Рис. 13. Котельная энергетического кооператива Туповара. Вид со стороны склада топлива (при полностью открытых воротах и поднятии двух половин крыши до вертикального положения с помощью гидросистемы создаются условия для одновременной выгрузки двух автощеповозов опрокидыванием кузова назад).

В программу ознакомительных посещений входило также знакомство с работой котельной компании «Отокумпу Энергия» мощностью 10 МВт, которая считается энергетической установкой средней величины. В качестве топлива котельная потребляет щепу лесосечных отходов, кору, опилки, частично торф. Щепа из низкокачественной древесины, заготавливается с большим запасом на зимний период и хранится открытым способом на специально отведенной для этого площадке.

Общий вид главного здания котельной показан на рис. 14.

Особенностью данной котельной по сравнению с предыдущими двумя энергетическими установками является наличие открытого склада для

Рис. 14. Общий вид главного здания котельной мощностью 10 МВт компании Отокумпу Энергия.

хранения топливной щепы, опилок, коры, торфа и др.

На рис. 15 показан общий вид склада для открытого хранения сыпучих видов топлива, главную массу которой составляют измельченные древесные отходы. На правом заднем плане фото виден высокий бурт щепы, закрытый пленочным покрытием для защиты от атмосферных осадков. В зависимости от климатическизх и погодных условий, а также состояния щепы внутри бурта, пленочное покрытие может на время частично или полностью сниматься (см. фото).

Склад открытого хранения топлива находится на некотором удалении (20 – 100 м) от приемных бункеров под крышей (см. рис. 17), где при наличии свободного пространства могут выгружаться одновременно 3 автощеповоза (под крышей ниже уровня земли встроены 3 бункера для приема топлива каждый емкостью 150 м3, что доводит общую вместимость крытой части склада с учетом возможности размещения щепы на наземной части до 600 м3). При отсутствии доставки топлива автощеповозами или необходимости смешивания топлива разных видов или влажности щепа из открытых буртов доставляется в бункеры колесным ковшовым погрузчиком.

 

Рис. 15 (вверху) и рис. 16 (внизу).

Как выяснилось в процессе обучения и ознакомительных поездок на лесозаготовительные и энергетические предприятия в Финляндии, в стране не существует проблемы нейтрализации или использования, а тем более захоронения золы, образующейся после сжигания древесных видов топлива и торфа. Зола вносится как удобрение в лесную почву в количестве до 4 т на 1 га. Для этой цели имеются специальные машины (см. рис. 17).

Рис. 17. Машина для распыления золы, образующейся после сжигания древесного топлива, перемещается по технологическому коридору.

Показанная на рис. 17 машина в безветренную погоду распыляет золу на полосе шириной 20 – 25 м. Если иметь в виду, что технологические коридоры в насаждениях прокладываются, в основном, через 20 м, машина обеспечивает равномерное разбрасывание золы по всей лесной площади.

В процессе обучения, а также встреч с финскими специалистами, занимающимися вопросами заготовки, измельчения и транспортировки древесного топлива, большое внимание уделялось вопросам ценообразования и стоимости древесной щепы.

Следует отметить, что этому вопросу в Финляндии уделялось и уделяется особое внимание. Весь комплекс высокоэффективных и высокопроизводительных машин, использующихся ныне в стране на заготовке, вывозке, переработке и транспортировке древесных отходов на котельные и ТЭЦ создавался по решению Правительства с целью снижения цены на топливную щепу и поддержания ее на уровне не более 7 Евро за 1 Мвтчас (0,86 Гкал), а также с целью создания рынка древесного топлива, на котором сейчас действует несколько крупных операторов, работающих в чрезвычайно эффективно и с минимальной рентабельностью. Важно отметить, что поставленная цель была достигнута и цена на древесное топливо в Финляндии на протяжении 10 лет держалась на неизменном уровне 6-8 долларов за 1 Мвтч (все расчеты за древесное топливо ведутся в энергетическом эквиваленте, а не в объемных или весовых единицах).

За последние 2 года стоимость щепы на рынке Финляндии возросла и в настоящее время составляет в среднем 10,4 Евро за 1Мвтчас (эквивалентно 101,6 доллара США за тонну условного топлива). Связано это в первую очередь с тем, что котельные и ТЭЦ сжигающие древесное топливо получили возможность торговать квотами СО2. По информации финских специалистов 1 тонна сожженной древесины за счет замещения ископаемого топлива сокращает выбросы парниковых газов на 1,2 тонны. Стоимость 1 тонны углекислого газа на финском рынке составляет 20 – 22 Евро. Таким образом каждая тонна древесного топлива приносит дополнительную прибыль в размере 24 – 26 Евро. Дополнительная выгода, получаемая владельцами котельных и ТЭЦ от сжигания древесного топлива позволила операторам рынка древесного топлива поднять, соответственно, цены. Хотя на цене древесного топлива также сказались и другие факторы, такие, как рост цен на нефть и газ на мировых рынках, а также увеличение спроса на древесное топливо.

Следует отметить, что, несмотря на минимальную рентабельность, производство топлива из лесосечных отходов экономически выгодно и не датируется государством. Исключение составляют отходы, собираемые в лесу в результате санитарных рубок и очистки леса от захламленности. Себестоимость производства щепы в этом случае из-за большей трудоемкости достигает 14 – 16 Евро за 1Мвтчас. Разница между себестоимостью и рыночной ценой датируется в этом случае государством. Дотация ежегодно закладывается в государственном бюджете.

Структура и величина затрат в стоимости щепы приведена на рисунке ниже.

Учитывая то, что стоимость природного газа в Финляндии составляет около 180 долларов США за 1000 м3, использование древесного топлива экономически очень выгодно. Древесное топливо (в энергетическом эквиваленте) в 1,5 раза дешевле по отношению к природному газу.

Предварительные оценки стоимости топливной щепы, произведенной при рубках главного пользования и рубках ухода в условиях Беларуси с частичным использованием финской технологии при более низкой степени механизации и большем использовании ручного труда показывают, что стоимость щепы, доставленной на котельную на расстояние 50 км при условии 20% рентабельности ее производства составит 60-80 долларов США за тонну условного топлива. Таким образом, древесная щепа оказывается неконкурентоспособной по отношению к природному газу, поставляемому из России по льготным ценам и являющемуся основным топливом в большой энергетике. Следует отметить, что льготные цены на природный газ являются временными. С вступлением России и Беларуси в ВТО цены на природный газ будут устанавливаться в соответствии с ценами мирового рынка.

Но сегодня, для широкомасштабного использования древесного топлива на объектах энергетики несомненно потребуется поддержка государства.

Поскольку древесное топливо поступает на объекты энергетики Финляндии в очень больших объемах, учет его для расчетов с поставщиками максимально упрощен. Как уже отмечалось выше расчет ведется за доставленное количество энергии, а не за кубометры или тонны.

При поступлении топлива на котельную щеповоз взвешивается 2 раза: перед разгрузкой и после разгрузки. Сам водитель берет из разгруженной щепы 3 пробы объемом по 1 литру в специальные герметичных прозрачные пакеты и передает их в лабораторию для определения влажности. Энергетическая ценность доставленной щепы определяется расчетным путем по ее влажности. Влажность древесины определяется весовым способом после сушки в сушильных шкафах. Один раз в год образцы щепы от небольших котельных направляются в специализированные лаборатории для более точного определения теплотворной способности калориметрическим методом. Крупные котельные, ТЭЦ имеют в своем распоряжении специализированные лаборатории, оборудованные калориметрами. Контрольная проверка теплотворной способности калориметрическим способом здесь производится ежемесячно. Ежедневный контроль влажности также осуществляется весовым способом после сушки в сушильных шкафах.

Курс обучения завершился практическими занятиями на которых две группы слушателей независимо друг от друга подготовили проект предложения по технологии и составу оборудования для предприятия, занимающегося сбором, вывозкой, измельчением и транспортировкой лесосечных отходов на котельную в условиях Беларуси используя знания и опыт, полученные во время обучения в Финляндии.

Выводы и заключения

1. Учитывая то, что промышленные отходы деревообработки используются как правило на самих предприятиях деревообрабатывающей промышленности либо в виде топлива, либо - сырья, основным источником наращивания производства древесного топлива, которое направляется затем на объектах крупной энергетики является древесная щепа произведенная из лесосечных отходов и щепа, полученная от санитарных рубок и рубок ухода.

2. Для производства щепы в Финляндии разработан и производится весь спектр необходимых машин. Основные направления развития этой техники – высокая надежность, производительность, максимальная механизация и автоматизация, что позволяет снижать себестоимость производства щепы.

3. Стоимость древесной щепы на рынке Финляндии в настоящее время составляет 10,4 Евро за 1 МВтч, что эквивалентно 101,5 доллара США за тонну условного топлива. Несмотря на минимальную рентабельность производства топливной щепы, на рынке Финляндии действует ряд мощных операторов – поставщиков. Там, где себестоимость заготовки древесной щепы выше рыночного уровня (рубки ухода), производство ее датируется государством.

4. Котельные и ТЭЦ Финляндии активно торгуют квотами СО2, что приносит им дополнительную прибыль от использования древесного топлива. Цена 1 тонны СО2 составляет 20-22 Евро.

5. Республика Беларусь имеет мощный промышленный потенциал, что позволяет в короткие сроки наладить производство собственной техники, специализирующейся на производстве и транспортировке древесной щепы. Наиболее слабое направление – мобильная рубительная техника. Выпускаемые рубительные машины маломощны и недостаточно надежны.

6. По предварительным оценкам стоимость производства древесной щепы из лесосечных отходов при транспортировке на расстояние 50 км и при условии 20% рентабельности ее производства составит 60-80 долларов США за тонну условного топлива. Таким образом, древесная щепа оказывается дороже природного газа, получаемого из России по льготным ценам и являющегося основным топливом в большой энергетике. Следует отметить, что льготные цены на природный газ являются временными. С вступлением России и Беларуси в ВТО цены на природный газ будут устанавливаться в соответствии с ценами мирового рынка.

Но сегодня, для широкомасштабного использования древесного топлива на объектах энергетики несомненно потребуется поддержка государства.

 
 
Rambler's Top100  
© Вилма 2004—2017 Все права защищены и охраняются законом. На правах рекламы: